Здесь будет логотип

Здесь можно повесть некий баннер...

Главная страница

Ергаки-2001

Субъективные воспоминания о походе

Введение

Здесь я попытаюсь ответить на вопрос: "Что из себя представляет данный документ?" Не претендуя на оригинальность могу за раз сэкономить время как себе, так и потенциальным читателям, ответив на данный вопрос примерно таким вот образом: "Жалкие графоманские потуги". Тем не менее, будем надеятся, что хоть такой ответ и обладает притягательной лаконичностью в сочетании с известной долей самоиронии и всего прочего, что Вам удастся уловить в этой фразе из всего трех слов, он (ответ т.е.) не дает хоть сколько претендующего на полноту ответа на поставленный вопрос.

В таком случае мне не остается пожалуй ничего другого, как дать краткую историческую справку, а что из нее можно логически (а то и, тьфу-тьфу-тьфу, демагогически) вывести уж решайте сами.

Приступим. Вчера я разжился-таки хостингом (на narod.ru), на каковой были выложены мои более ранние графоманские потуги, описывающие поход по хребту Ергаки за июль месяц 2003 года. Не останавливаясь на достигнутом, было по быстрому сверстано нечто под названием "Проект Ергаки-2004", повествующее (в исключительно свободных стиле и форме) о походе, который нам только предстоит совершить в этом (2004) году. Готовя страничку "Проект Ергаки-2004", я неоднократно "цитировал" поход 2001 и 2003 годов, при том, что (достаточно) полная информация по последнему походу уже выложена на этом сайте, а вот поход 2001 года, какой бы он ни был хороший или плохой, совсем нигде не освещен. И подумалось мне сегодня: "Как, блин, это несправедливо! Мой первый в жизни поход! Надо же о нем тоже чего написать!"

Вот. Сижу, пишу.

P.S. На самом деле не первый -- когда мне было 5 лет мы всей семьей как-то съездили на Байкал. Воспоминаний от того похода у меня, правда, не шибко много осталось -- наиофигительнейший пейзаж на закате, комары да дождь.

Как это начиналось

Начиналось (для меня) все с того, что эти редиски сходили в поход в Ергаки летом 1999 года, а меня не позвали. То ли потому что забыли, то ли потому как мы тогда еще и не шибко даже знакомы были.

Зимой 1999--2000 почти все разговоры в нашей компании так или иначе переходили на походные воспоминания, рассматривание фотографий (от которых у меня слюнки текли, в переносном, ясен пень, смысле) и обсуждение похода "этим летом". Так прошла зима, потом растял снег, повылазили энцефалитные и не очень кровососы системы "клещ", расцвели цветочки, в общем вся та благодать с описания, вымученного очередным, обязательным к изучению в соответствии с программой учебного курса "русская литература", автором, которой тошнило уже в начальной школе. Потом было лето, но не было похода. Почему так произошло, честно говоря, не помню, но факт -- поход не состоялся.

Пришла осень (здесь вы можете, по желанию, вставить еще кусок бреда, напоминающего таковой в предыдущем абзаце), за ней зима (еще одна вставка). Разговоры о походе были какие-то абстрактные и меня уже, если вспомнить, практически не "трогали". Весной же 2001 года разговоры о походе потихоньку начали переходить из совсем абстрактной плоскости в плоскость не совсем, а потом и совсем не, абстрактную. Я, вдохновленный, всеобщим энтузиазмом, тоже заявил о своем желании принять участие в походе.

Лето настало, сроки похода определились (ну... сильно сказано, правильнее будет "определились с точностью до одной--двух недель":)) и я понял, что у меня нет денег на поход, о чем и объявил по громкой (судя по тому, что произошло дальше, все ж таки по недостаточно громкой) связи -- я в поход не иду. Обидно было. И вот, за несколько дней до отъезда из Н-ска звонит мне Никита (который то ли не слышал, что я не иду, то ли решил таким вот образом бороться с упадническими настроениями) и говорит: "Мы завтра с Ленькой и Игорьком едем по магазинам за снарягой, ты, блин, когда рюкзак, спальник и прочие по;%ушки себе покупать будешь?" Поотнекивался я немного, Леньке звякнул еще для прояснения ситуации, денег занял и поехал. На все готовенькое. Вот такое, блин, начало туристической "карьеры";)

P.S. За точность приведенной цитаты не ручаюсь, но смысл был именно такой.

Новосибирск--Абакан

Закупки...

День, когда мы покупали снаряжение, получился на редкость бестолковым.

Для начала мы пошли... на барахолку смотреть... (внимание!) палатки. НИКОГДА так НЕ делайте! Было это (если я не ошибаюсь) в пятницу, а выезжать из Н-ска мы собирались в вск, хотя билеты смогли купить только на пнд. Вот такая, блин, организация;) Палатки на барахолке (что неудивительно) нашлись только от частного предпринимателя Мэйд Ин Чина самого что ни на есть пляжного толка. "Смотрите какая ткань хитрая",-- не менее хитро (или с полным незнанием предмета) заходился в восторге продавец (или продавщица?),-- "ни воду, ни воздух вообще не пропускает!" Нам еще предстояло убедится, что да, воздух эта тряпка действительно ВООБЩЕ не пропускает, зато в отношении воды уже все не так безоблачно. Палатки мы решили пока не покупать -- действительно, а куда спешить?

Зато на барахолке мы (Игорь, Ленька и я) купили рюкзаки. Смешные такие. Даже описывать что это была за дрянь не хочу. Что из этого получилось можно прочитать в разделе, посвященному походу 2003 года. Было весело.

Поехали по всяким разным магазинам, нашли более-менее нормальные палатки, но не за наши деньги. Палатки потом купил Никита. На барахолке. Китайские. Пляжные. Сразу две штуки. По 700 рублей за экземпляр. По одной штуке в три рыла (было нас всего 9 человек, и одна палатка -- примерно такая же;) -- у Минусинцев была). Было весело (о чем позже значительно подробнее).

Еше на барахолке мы прикупили одежку. Никита взял себе обычную, не иначе как конверсионную, х/б, а трое остальных участников той эскапады приобрели нечто якобы непромокающее (из тонкого капрона с то-о-о-оненьким PU накатом). Непромокаемость там была, конечно, относительная. Зато "маскировочная" раскраска и великолепное звуковое сопровождение самого шуршащего толка там присутствовало. Так нам троим и запомнился поход: "Шшурк-шшурк, шшурк-шшурк..." Вот воздух эта гадость точно не пропускала, так что на ходу водонепроницаемость была абсолютно не актуальна -- все равно от пота мокрый будешь;) Было весело.

Потом в магазине "Русская Охота", что на углу Морского проспекта и улицы Жемчужной (Академгородок) -- кстати, весьма хороший магазин -- купили спальники. Где мы купили коврики уже не помню, но где-то в городе, чуть ли не в Заельцовском районе.

Ну и еще по мелочи много чего закупали вплоть до самого отъезда. Кое-чего, конечно же, забыли. А именно курево. Два (или три?) блока сигарет Илья (который в тот момент находился на малой исторической родине в Минусинске) просил привезти. Забыли. Весело. Было.

Дорого до Абакана

И вот, настал волнительный день -- завтра в 6.15 по местному времени на вокзал Н-ск-Главный припыхтит паровоз, на котором мы через сорок минут отправимся аж до Абакана. Собрались всей толпой у Никиты дома. Купили пива и пельменей. Выпили первое и съели второе. Первого, как всегда, не хватило, так что про второе не шибко-то и вспоминали. Сходили с Ленькой за добавкой. Начали паковать рюкзаки, рассыпать крупы, сахар и прочую фигню. Управились с пивом и рюкзаками (порядок приоритетный;)) часов за несколько и сходили еще раз за добавкой. Соответственно, когда часов в пять мы десантировались далеко даже не с первого этажа (неужто в такой ситуации можно наткнуться на работающий лифт? Ну, в общем, вы поняли;)) вниз штормило нас (конечно же с недосыпания!) изрядно. На вокзал ехали на одной машине -- жигуль шестерка -- в составе: водитель -- один, "туристов" -- четыре, рюкзаков -- четыре, всякой хрени, которую надо было по хорошему упаковать в рюкзаки, но не вошла (пиво тут не при чем! Просто рюкзаки маленькие;)) -- до того самого интимного места. Было весело.

Как мы садились в поезд с рюкзаками, и как мы там раскладывали рюкзаки, никому, наверное, не интересно. Все же, наверняка, хоть раз да ездили поездами РЖД. Как всегда. Белья нам тоже не дали -- кончилось. На мы не переживали -- у нас еще было пиво, благодаря которому и на матрасе поспать получилось.

Проснулся я где-то между Тайгой и Ачинском. Впереди был десант за пивом в Ачинске и еще полдня плюс бессонная ночь дороги. Грустно не было.

Абакан-Ергаки

Высадка в Абакане прошла в штатном режиме. В поезде был забыт ог-г-громенный мешок со всеми нашими сухарями. Вовремя заметили, Никита сбегал и добыл наш мешок взад.

На перроне нас встретили Илья и Леха, где я впервые его и увидел. Далее был японский дизельный микроавтобус, в котором разлагалось в различных позах три (не считаю двух сидящих водил) тела. Тела принадлежали Эду, Саньке и Вовчику, последний как раз и есть тот самый единственный Абаканец. Леха, Эд и Саня -- Минусинцы.

Загрузились в микрик, поехали. Мое предложение остановиться где-нито и приобрести канистру-другую живительной влаги под названием "пиво" не нашло должного отклика. Но не потому, что никто не хотел, а потому что, в то время как мы в Н-ске бегали по магазинам, Леха готовил спирт. Не знаю на чем он настаивал технический спирт производства Абаканского гидролизного завода (и какие еще шаманские обряды исполнял на продуктом), но пить эту жидкость очень даже можно было. В чем мы и убедились прямо в транспортном средстве, везущем нас с недетской скоростью в по федеральной трассе "Абакан-Кызыл". Надо сказать, что Леха на спирт особо не скупился, спирта было взято из расчета 2 литра в рыло, что не могло не сказаться на дальнейшем протекании нашего похода...

И вот мы на месте! Отошли от трассы метров 500, встали на поляне, разложили палатки, развели костер, достали гитары (балалаек было две!), развели спирт, достали шашлыки, припасенные на первый день похода, и понеслась моча по трубам... Только-только понеслась, как пошел первый (но далеко не последний;)) в том походе дождь. А дальше была банальная пьянка.

Озеро Буйбинское

На следующее утро было похмелье. И даже не похмелье, а будунищ-щ-ща... Леха так и не сумел поднять свои кости и был оставлен на полянке приходить в себя в компании Эда. Хорошо хоть Игорек встал раньше всех и сготовил кайфную кашку.

Вышли где-то в час дня, если не позже, в направлении скотогонного перевала Подъемный (н/к). И пошла похмельная команда из семи организмов (назвать ЭТО человеком рука не подымается) в гору. Медленно пошла. И ничего удивительного -- по крайней мере четыре человека из семи за предыдущие два года ничего тяжелее ложки к обеду не поднимали, да еще будун... Падали мы каждые пятнадцать минут. Особенно удивил Ленька -- при втором, кажись, падении он достал из рюкзака основательно подмокшую джинсовку (не зря, однако, говорили нам, что джинсы и поход понятия не совместимые), вобравшую в себя никак не менее 3 литров воды, и повесил на "притропиночное" дерево с комментарием навроде: "Ну вот и выкинул в кои-то веки эту хрень!" Падали мы отдыхать, падали... и надоело это дело. Сначала Игорьку. Узнав, что заблудиться здесь в принципе невозможно, Игорь ушел наверх. Минут через двадцать до меня дошло, что устаю я больше не от ходьбы, а от постоянных рывков, и я ушел догонять Игоря. Догнал. На перевал мы зашли вместе. Полежали там с часок, тут и остальная бригада подтянулась. Отдохнули и вниз пошли. То, что сегодня до Буйбинского не дойдем уже всем было ясно.

На спуске встретили группу с Новокузнецка, они нам рассказали, что рядом есть свободная избушка, где можно переночевать. Мы их попросили рассказать про эту избушку Лехе и Эду и сказать им, что мы будем ждать их в избушке до завтра до обеда. Когда до избушки оставалось где-то километра два пути по ровному лугу, на нас пролился первый (но, опять же, далеко не последний) ливень.

Пришли, развели костер, сделали хавчик, спирт пить никто не захотел... к чему бы это:)))

На следующий день только позавтракали, как подошли Леха с Эдом. Сготовили еще порцию хавчика, устроили обед и пошли на Буйбинское. Поплутали по болоту (как говорится, время у нас было и мы решили срезать:)), нашли тропу и по ней до самого озера. Обещанной избы на озере не было. Т.е. изба-то была, но какая-то вся разваленная. Крыша содрана, пол на дрова пустили (читал не так давно отчет от лета 2003 года, так у той избы уже и стены тоже на дрова пошли, блин).

Переночевали в палатках. Ночью шел дождь, к утру мы основательно промокли. Так что не такая уж ткань и "супер-водонепроницаемая" (или это по швам текло?). Как потом выяснилось, даже в сухую погоду спальник в такой палатке подмокает -- от конденсата.

Утром тоже шел дождь. Сготовили завтрак, дождь усилился. Решили, что никуда не пойдем по дождю, будем пить. Но даже накушаться как следует не успели, как дождь кончился. И начался самый кошмарный этап нашего похода.

Песчанный Плеск

Немного про локальную географию. Карту можно найти в рассказе о походе 2003 года, но там, кажется, я карту подрезал малость, и мест, о которых здесь идет рассказ, на ней нет, зато там есть ссылка на оригинал, где все есть;) Озеро Большое Буйбинское лежит в районе водораздела (кошмарно звучит, я знаю, но тем не менее это так!) рек Большая Буйба и Большой Тайгиш. Чуть выше озера находится заболоченная перемычка между хребтами Ергаки и Метугул-Тайга. На этой перемычке находятся правый исток Большого Тайгиша (северные склоны) и исток Большой Буйбы (южные склоны). Чуть ниже правого истока Большого Тайгиша находится единственный каньон в Ергаках (еще некоторые источники называют каньоном левый приток Большого Кебежа под скалой Кит, но мы там были аккурат прошлым летом и накакого особого каньона не заметили -- так, обычный овраг, у меня рядом с домом еще и побольше будет).

Вот туда (в каньон т.е.) мы и отправились. Курума мелкая, курума крупная, курума очень крупная. Обильно смоченная дождем (полностью дождь так и не прекратился, моросил себе потихоньку). Живая. Харашо!!! Каньон мы прошли, но медленно, что неудивительно, ибо два участника (Ленька и я) впервые в жизни попали на куруму и сразу так...

Потом был шмат тайги и решено было на слиянии (на той карте называется Кресты) падать.

Дождь к вечеру усилился. Потому порешили развести спирт. Нажрались все (кроме Эда, который в походе вообще не пьет) в полную зюзю. Было очень весело.

А ночью разверзлись хляби небесные (о как завернул! Штампованно!) и был ливень. Ливень был с утра. И днем был ливень. Весь день рубили дрова, жгли костер титанических размеров (вокруг костра была "сфера" сухости метра на два-три радиусом;)), орали матерные и не очень песни, пили спирт. Только вечером чуток "распогодилось" -- дождь просто моросил.

В тот день Никита с утра придумал модификацию палаток. Дело в том, что вода, затекающая в палатки, наружу нифига не выливалась, а собиралась на дне. Под утро в нашей палатке была лужа глубиной сантиметров на 5. Никита достал ножик и прорезал ряд отверстий в днище рядом с выходом (ясен пень, мы палатку ставили входом "вниз", абсолютно плоских полян в горах, даже таких как Саяны, не бывает). Вода вытекла наружу и было нам счастье.

Еще одно происшествие -- чуть не задохнулись ночью. Проснулся ночью от какого-то странного чувства. Лежу, понять не могу сплю или нет. Решил глянуть сколько времени. Чирк зажигалкой... нифига, чирк... нифига. Что, думаю за фигня, зажигалка же новая! Искра есть, газ слышно как из нее выходит... Решил на улицу вылезти, покурить, свежим воздухом подышать... А подняться не могу. Чуть голову приподниму и в отруб. Хорошо, блин, у Вовчика здоровья хватило до выхода доползти -- расстегнул молнию и такой, ептыть, поток свежего воздуха хлынул! Зажигалка сразу зажигаться стала... Больше вход в палатку мы не закрывали.

А еще на следующий день с утро вылезло солнышко! Обсушились и пошли до Плеска. Пришли, обсушились, сготовили хавку... и пошел дождь.

Плеск, разложение

Итак, утром седьмого дня мы проснулись (светило солнышко! Ажно на полдня фонарика небесного хватило!) на Плеске. В наших планах дорога до Плеска называлась "заход" и должны мы были дойти туда на третий, максимум четвертый день. Так что отставание на два-три дня уже было. Учитывая, что шли мы на десять дней, а до трассы еще полтора дня (при наших темпах) ходу, то идти на северную сторону было, мягко говоря, глупо. Потому был разведен спирт, и... ну, вы поняли:)

За два дня спирт мы допили. Полностью. Между делом сбегали на Черное озеро (под дождем), искупались в водопадике на Тайгишонке (натуральный экстрим -- плюх сверху в водопад и поехал в потоке воды до низу!), встретили несколько групп и т.д.

Полное моральное разложение. Вечером восьмого дня спирт закончился. И мы поняли, что поход тоже того, закончился. Пора выбираться в цивилизацию (ведь там продают водку!!!)

Сваливаем!

Итак, утром девятого дня мы встали (под дождем, ясен пень!) и вышли на перевал Птица (1а). Без особых приключений (разве что сделали остановку около живописной лужи под название озеро Малахитовая Ванна и искупались от души) дошли до озера Художников. Поднялись на озеро Горных Духов и... блин, с непривычки ажно дух захватывает от такого зрелища! Стоило терпеть неудобный рюкзак, мокрые палатки, постоянную сырость, нехватку курева (забыли мы купить сигарет для Ильи и Лехи, забыли) и еще много чего ради такого зрелища. Стоило.

На Духов устроили привал, где пожрали сгуху, которой брали мы по три банки в рыло и съели к тому моменту всей группой всего банок пять (блин, ну невкусно спирт сгухой закусывать:)). И пошли на перевал.

Пока обходили Духов у Игоря порвалась лямка на рюкзаке (точно также, как и у меня два года спустя... хорошие, блин, рюкзаки купили), получилась остановка на час где-то. Когда уже начался серьезный подъем, то в сам раз... правильно, пошел дождь (блин, достала уже эта фраза). Вот так и лезли мы на манер ежиков в тумане. Прямо сквозь дождевую тучу. Перевалили. Скатились вниз (хорошую пробежку устроили между делом втроем с Лехой и Вовчиком -- за полтора часа с Птицы до Светлого добежали). Встали на озере Светлом, подивились количеству народа. Поорали песни под гитару (уже не под гитары, потому как Санька струну порвал, а запаски не было). Спать.

Утром пришли с другого конца озера знакомые Саньки и/или Вовчика из Минусинка. Расказали, что концерт песен из репертуара групп "Гражданская Оборона", "Егорушка и опи№;еневшие" и т.д. в нашем исполнении несомненно удался:)

И пошли мы с Лехой вдвоем до трассы транспорт ловить. Вышли на трассу, где мост через Тушканчик, глядь -- УАЗ стоит, микроавтобус который. Нашли водилу, грим: "Возьмете девять человек?" А он: "Дык конечно! Для того здесь и кукарекаю." Тут подошли Вовчик с Санькой, поиграли с ними в тысячу или еще во что-то столь же тупое. Потихоньку все подтянулись. Загрузились в транспорт и поехали до Минусинска.

Потом еще в тот же день в Минусе у Лехи на хате клюкву устроили, но это уже совсем другая история.